Шахматная школа
Обмен опытом
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

Чёрное и белое

Хочется поделиться своими мыслями о некоторых методах работы с детьми.

Почему «чёрное и белое»? Во-первых, название близко к шахматам, во-вторых, в жизни каждого человека есть чёрные и белые полосы.


Позитивное восприятие реальности

Увидеть негатив в жизни  – просто, вокруг его достаточно, а вот увидеть что-то хорошее, позитивное – это сложнее. Как же помочь нашим детям видеть не только плохое? Ответ на вопрос появился неожиданно.

Перед отправлением на соревнования по шахматам в другой город, я с ребятами всегда провожу беседу о правильном поведении на улице, в транспорте, о распорядке дня во время турнира, о том, что мы представляем Москву. Какое-то время об этой беседе ребята помнят, но жизнь есть жизнь. Наставления забываются, а, значит, появляются нарушители. И вот, на одном из летних выездных соревнованиях я решила, что всем, нарушившим дисциплину на вечернем собрании надо рассказать о том, что в этот день было необычное, красивое...

Когда ребёнок (от 7 до 15 лет) получал такое задание, то сначала с его стороны не было сопротивления, некоторые ребята смеялись, шутили, говорили, что это несложно. Но, когда надо было рассказать о том, что тебя удивило, поразило в течение дня, оказалось, выполнить мог не каждый. Сложность заключалась в том, что надо было это позитивное увидеть, а потом ещё всем рассказать. И самое интересное, что в следующий раз, нарушивший дисциплину, согласен был: пробежать ни один раз вокруг пруда, отжаться или выполнить любое физическое упражнение, только не выполнять данное задание. Многим ребятам это задание помогло раскрыть видение необычного.

И вот, чтобы помочь моим ребятам развить нестандартное видение, самостоятельность в мышлении я решила давать такое задание каждому ребёнку. Так появился в моей работе с детьми один из методов преподавания, который описан в моей программе  «Позитивное восприятие реальности». 

Во время учебного процесса  этот метод я применяю редко, не хватает времени, а вот во время проведения шахматных соревнований, которые проводятся летом, времени достаточно. На наших вечерних собраниях, когда мы собираемся вместе, чтобы обсудить прошедший день, я прошу ребят рассказать, что они для себя увидели или узнали интересное, необычное в этот день. Я видела, как было сложно ребятам об этом говорить, ведь проще сказать о плохом. Но я уверена, что такие беседы проводить надо, нашим детям этого очень не хватает, этого видения прекрасного в обычном, как они считают, сером дне.

Бадалова Тамара Николаевна,
педагог дополнительного образования по шахматам
МГЦДТ «Культура и Образование»

 

Июнь 2007 г

 


 

 

  << на главную страницу