Шахматная школа
Советы родителям от...
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

Советы родителям
от Андрея Владимировича Курпатова

Андрей Владимирович Курпатов,
создатель современной модели психологии,
руководитель психотерапевтического центра в Санкт-Петербурге,
автор книг по психологии и психотерапии,
консультант ФС РФ по вопросам психологической культуры
и психического здоровья
..


3 ошибки наших родителей
КОНФЛИКТЫ И КОМПЛЕКСЫ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Предписывать другим
правила счастья – нелепость,
а настаивать на их выполнении –
тиранство
Генри Филдинг


Ханс Христиан Андерсен – автор философских сказок. Давайте воспроизведём в памяти «Гадкого утёнка». Эта история о том, как на птичьем дворе воспитывался маленький лебедь. Никто не знал о том, что он лебедь, все были уверены в том, что он – неудавшаяся утка. И логику завсегдатаев птичьего двора можно понять, они поступали, в общем, правильно, по-своему, но правильно. Другое дело, что судьба пошутила над этим маленьким лебедем, превратив его в «гадкого утёнка», но виноваты ли были в этом те, кто по факту, оказался непосредственной причиной его страданий? Я не думаю, что их есть за что винить, «ибо не ведают, что творят».
Впрочем, эта та редкая для Андерсена сказка, которая может похвастаться счастливым концом. Маленький лебедь нашёл в себе силы пережить доставшиеся на его долю невзгоды, перетерпеть свою боль, и судьба вернула ему свои долги. А насколько бы легче ему было жить, проживать свою молодость, если бы с самого начала он знал, что он никакая не дефектная утка, а самый настоящий лебедь – одна из тех замечательных птиц, что два раза в год пролетали над птичьем двором… Он не знал, что мы-то, мы вполне можем знать!
Вопрос ведь, в конечном счёте, не в том, кем нас считают окружающие, но в том, кем себя считаем мы сами. Если мы себя считаем «гадкими утятами», то беззащитность, неудовлетворённость и чувство вины будут преследовать нас всю жизнь. Если же мы считаем себя, хотя бы и в потенции, «белыми и красивыми птицами», то найти управу на свою беззащитность, неудовлетворённость и вину мы, я думаю, сможем. Не стоит винить родителей за то, что они совершали ошибки в процессе нашего воспитания. Кто без греха, пусть, конечно, бросит в них камень. Полагаю, однако, что таковых не найдётся. И ведь самое главное – по большей части, они без вины виноватые. Значительная часть наших детских проблем просто нельзя было избежать.
Да и на всё можно посмотреть ещё с другой стороны. Не переживи мы в своём детстве тех душевных травм, которые мы пережили, ещё неизвестно, чтобы из нас вышло и получились бы из нас лебеди, хотя бы потенциальные. Так, что не будем перекладывать с одной головы на другую, тем более, если одна из них находится в болезненном состоянии.
…В конечном счете, мы – не столько результат своего прошлого, сколько – своего будущего. Если мы сейчас ставим перед собой какие-то конструктивные и важные цели, осознавая при этом все имеющиеся у нас проблемы, мы улучшаем тем самым и своё настоящее и, разумеется, будущее.
Проблема, таким образом, не в ревизии прошлого, не в поисках виноватых, а в том, чтобы почувствовать собственную ответственность за собственную жизнь. Ни у кого из нас, включая наших родителей, детство не было безоблачным, но это вовсе не значит, что и будущее наше заволокли грозовые тучи. Наше будущее пока пусто, его ещё попросту нет, но каждый день, каждый миг мы его делаем – своими поступками, делами и чаяниями. Соответственно, каким оно будет, теперь зависит уже не от наших родителей, а от нас самих.
Так что же я понимаю под «триумфом гадкого утёнка»? Произнося эту фразу, я думаю не о том «гадком утёнке», который проклинает своих воспитателей с птичьего двора, а о том «белом лебеде», который летит на юг, чтобы создать там лебединую семью, свить для неё гнездо и дать своим детям то, что не додали ему в своё время его родители.
Думать о других, заботиться о них – это не нравственная обязанность человека, это его психологическая необходимость. И если мы сможем это понять, то и наши прежние конфликты с нашими родителями, и наши внешние трудности уже с нашими детьми окажутся в прошлом. Чего, собственно, я вам, равно и себе, желаю!
Удачи и всего доброго!

P.S.: …я писал «Триумф гадкого утёнка» вовсе не в качестве пособия по воспитанию детей, я писал её для детей, ставших уже взрослыми. Я поставил перед собой задачу рассказать о том, как наши родители повлияли на нашу личную психологию и жизнь, и о том, как нам изжить неблагоприятные последствия этого влияния.
…все мы хотим быть хорошими родителями, мы хотим быть лучше, чем были наши родители… И, сами того не желая, мы оставляем «в наследство» своим детям те комплексы, которые наши родители передали в своё время нам, приняв их, в свою очередь, как эстафетную палочку от своих родителей.
Как же прервать эту цепь патологических внутрисемейных отношений? Как воспитывать собственного ребёнка? Как избежать педагогических ошибок, ставших традиционными для нашего общества?... Ответить на эти вопросы я попытался в книге «Руководство для фрекен Бок», которую в каком-то смысле можно рассматривать как второй том «Триумф гадкого утёнка».

  << на главную страницу