Шахматная школа
Обучение шахматам
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

Правила шахмат ФИДЕ (от 1 июля 2005 года)

ПРАВИЛА ИГРЫ

Статья 1:ХАРАКТЕР И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

1.1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

1.2. Цель каждого игрока — атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать “взятия” короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

 

Статья 2: НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ФИГУР НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых (“белые” поля) и темных (“черные” поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур (“белые”); другой – 16 темных фигур (“черные”)

 

Фигура

Символ

Белый король

Белый король

Белый ферзь

Белый ферзь

Две белые ладьи

Белая ладья

Два белых слона

Белый слон

Два белых коня

Белый конь

Восемь белых пешек

Белаяпешка

Черный король

Черный король

Черный ферзь

Черный ферзь

Две черные ладьи

Черная ладья

Два черных слона

Черный слон

Два черных коня

Черный конь

Восемь черных пешек

Черная пешка

 

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

 

Черная ладья Черный конь Черный слон Черный ферзь Черный король Черный слон Черный конь Черная ладья
Черная пешка Черная пешка Черная пешка Черная пешка Черная пешка Черная пешка Черная пешка Черная пешка
               
               
               
               
Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка Белаяпешка
Белая ладья Белый конь Белый слон Белый ферзь Белый король Белый слон Белый конь Белая ладья

 

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

Статья 3: ХОДЫ ФИГУР

3.1.Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8: Фигура, считается атакующей поле, даже если она не может на него пойти из-за того, что ее собственный король остается под шахом или под него попадает.

3.2. (а) Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.

 

             
           
           
           
        Черный слон      
           
           
           

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

             
             
             
             
             
             
             

3.4. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

           
           
           
         
         
         
         

3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

         
       
           
           
           
             
           
           

3.7.(а) Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

(b) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или

(с) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

               
               
               
             
      х х  
  х х        
             
               

(d) Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”.

               
             
             
           
               
               
               
               

               
               
           
           
               
               
               
               

               
               
             
               
               
               
               
               

(e) Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.

             
             
               
               
               
               
               
               

             
               
               
               
               
               
               
               

3.8. (а) Король может перемещаться двумя различными путями:

(I) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.

             
               
               
               
         
         
         
               

(II) “рокировка”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считающееся одним ходом короля и выполняющееся следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что пересек король.

           
               
               
               
               
               
               
           
           
               
               
               
               
               
               
           
           
               
               
               
               
               
               
           
           
               
               
               
               
               
               
           

 

Слева вверху - положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг.
Справа вверху - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг

Слева внизу - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
Справа внизу - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

(1) Рокировка становится невозможной:

а) если король уже ходил, или

b) с ладьей, которая уже ходила.

(2) Рокировка временно невозможна:

а) если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;

b) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.

3.9. Считается, что король находится “под шахом”, если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если она не может сделать ход из-за того, что ее собственный король остается под шахом или под него попадает. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

Статья 4: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ

 4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав "j'adoube" или  “поправляю”).

4.3. В других случаях, кроме приведенных в Статье 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

(а) одной или более своих фигур, он должен или сделать ход первой тронутой фигурой, если такой ход возможен, или

(b) одной или более фигур партнера, он должен первой взять первую тронутую фигуру партнера, взятие которой возможно.

(с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, то сделать ход  или выполнить взятие той фигуры, которой он коснулся первой, для которой ход или взятие возможны. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4. (а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

(b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, но рокировка невозможна, то к ситуации должна быть применена Статья 4.3(а).

(с) Если игрок, намеревающийся рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход.

(d) Если игрок превращает пешку в фигуру, то выбор фигуры считается сделанным, когда фигура коснулась поля превращения.

4.5 Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования Статьи 3 полностью выполнены.

(a) в случая взятия, когда взятая фигура удаляется с доски и игрок, поместив свою фигуру на освободившееся поле, убрал взятую фигуру своей рукой;

(b) в случае рокировки, когда игрок опустил ладью на поле, ранее пересеченное королем. Когда игрок отпустил короля, ход не считается сделанным, но игрок теперь не имеет право сделать иной ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно;

(c) в случае продвижения пешки, когда пешка уже была убрана с доски, и игрок отпустил новую фигуру после помещения ее на поле «превращения». Если игрок отпустил пешку, достигшую поля «превращения», ход не считается сделанным, но игрок уже не имеет права сходить пешкой на другое поле.

4.7 Игрок утрачивает его право на заявление о нарушении его противником Статьи 4, как только он преднамеренно касается фигуры.

 

Статья 5: ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

5.1. (а) Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом.

(b) Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру.

5.2. (a) Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась “патом”. Это немедленно заканчивает игру, если патовая позиция была достигнута возможным ходом

(b) Партия считается закончившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута возможным ходом;

(c) Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно заканчивает партию (см. Статью 9.1)

(d) Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды (см. Статью 9.2)

(e) Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур (см. Статью 9.3).


<< предыдущая страница       следующая страница >>>
Правила шахмат ФИДЕ


Обсудить правила шахмат на форуме >>>

 

  << на главную страницу